Rambler's Top100

+3 8(044) 229-21-25
+3 8(044) 289-45-37
 
РусскийУкраїнськаEnglish
29.04.2017
Главное меню
Главная
Экспертная оценка
Экспертиза
Технический надзор
Кредитный брокер
Лизинг
Депозиты и депозитные вклады
Страхование
Маркетинговые исследования
Инвестиции
Недвижимость в Украине
Недвижимость за рубежом
Новости недвижимости
Реклама на сайте
Вакансии
Контакты
Продажа производственной площадки в Волновахе
Продажа ЦИК в г. Запорожье
Продам кафе
Сдам эксклюзивную квартиру
Продажа мини-гольфа в Харькове

История страхованияПреимущество страхованияКурьезы страхованияЗаявка на страхование

История страхования

Версия для печати Отправить на e-mail
Оглавление
История страхования
продолжение
История страхования своими истоками уходит далеко в прошлое и имеет многовековую историю. На данный момент многие специалисты затрудняются ответить в какой именно стране и где именно зародилось страхование.

Признаками к началу зарождения страхования относят:

1. Первые случаи организации страховой деятельности были отмечены еще в Шумере в 4–3 тысячелетии до нашей эры. Шумеры вели активную торговлю со всеми частями «известного мира», в том числе с Египтом, Финикией, Индией и Китаем. Для того, чтобы уменьшить потери от утраты грузов, шумеры изобрели систему договоров или контрактов, согласно которым сторона, предоставлявшая капитал для торговца, соглашалась не взимать ссуду, если торговец утрачивал свой товар в случае кражи или воровства. За эту услугу торговец – заемщик оплачивал более высокий ссудный процент, состоящий из обычной и дополнительной страховой премии. Таким образом, торговец снижал свои расходы при утере товара. Вместе с тем, кредитор, собирая дополнительные страховые взносы от многих торговцев, оставался не в убытке от потерь немногих.

Указанный вид соглашения между шумерскими кредиторами и торговцами стал известен финикийцам, грекам и индусам, и впоследствии был развит, в частности, в древнем Родосе. Именно там был написан «всесторонний кодекс морских законов», включающий в себя положение «выбрасывания груза за борт» или «общего среднего числа». Суть указанного положения сводилась к тому, что если наступала ситуация необходимости выбросить товары за борт, чтобы облегчить судно, то возмещение потерь осуществлялось за счет общего фонда, созданного из отчислений торговцев, осуществляющих перевозку своих грузов морем. Как представляется, именно тогда и зародился принцип «разделения потерь», т.е. компенсирование потерь одного индивидуума за счет ресурсов многих индивидуумов. В последующем, указанный принцип нашел свое отражение в греческих законах Солона, а также в раннем римском гражданском кодексе и в законах Византийской империи.

2. В древней Индии около 2 тысяч лет назад образовывались денежные фонды для благотворительных целей.

3. Две тысячи лет назад, когда римские полководцы вели войска на Британию, их солдаты были обеспокоены тем, что будет, если они погибнут вдали от дома. Их волновало, что им не смогут оказать похоронные соответствующие почести из-за высокой стоимости этих затрат (что было чрезвычайно важно в римском обществе). Для решения этой проблемы римские солдаты организовывали денежный пул, из которого формировали “похоронный” фонд. Каждый воин делал свой взнос в общий фонд, и если он погибал, то фонд оплачивал похороны.

4. Библейская история об Иосифе, истолковавшем сны фараона, царя Египетского, иллюстрирует принципы, по которым организовывались и использовались неприкосновенные запасы продовольствия.

Если относительно легко найти остатки строений, произведений искусства или другие материальные следы минувших цивилизаций, то труднее воссоздать, как жители первых городов организовывали сферу услуг в экономике. Однако среди остатков поселений доисторического, античного, средневекового и раннего нового периодов цивилизации обнаружены амбары, в которых люди хранили неприкосновенные запасы продовольствия.

Опыт показывает, что время от времени случались неурожаи или происходили нападения врагов, и тогда горожанам нельзя было пользоваться урожаем, выросшим в окружающей местности. Можно было бы предоставить каждому горожанину самому обеспечивать себя на такие случаи, но даже жителям древних городов было ясно, что гораздо эффективнее создать общий запас. Скромный налог можно было бы собрать с каждого, кто имеет возможность, в урожайные годы, когда цены на продовольствие низки. Культуры, которые могут храниться, например пшеница, можно было бы приобрести для запасов за деньги: фермеры радовались бы возможности продать больше (и по лучшей цене), чем они продали, если бы не осуществлялись централизованные закупки продовольствия для запасов.

Если случится неурожай или город будет осажден, запасенные продукты будут использованы для спасения городского населения. Поэтому понятие общего фонда (в данном случае продовольствия) закрепилось в человеческом сознании. Идея показала высокую эффективность, особенно в связи с введением понятия риск.

5. Уже за два тысячелетия до нашей эры существовало подобие страхования в Вавилоне. К примеру, участники торгового каравана заранее должны были обговаривать тот факт, что при нападении, кражи, стихийных неурядицах они несут убытки вместе. Это положение было записано в своде законов вавилонского царя Хаммурапи.

С ходом развития человечества страхование начало приобретать новые формы своего применения. Так, в Древней Греции и Риме, принцип «разделения потерь» стал задействоваться напрямую в отношении человека. В частности, там стали создаваться «похоронные общества», которые из общего фонда финансировали затраты, связанные с похоронами умершего человека.

Перелистнув страницы истории развития страхового дела, можно отметить, что к 1430 году после Рождества Христова страхование уже представляло из себя достаточно диверсифицированную систему компенсирования ущерба в разных сферах жизнедеятельности общества. Например, примерно в это же время в г. Генуя страховые услуги распространялись в отношении женщин, вынашивавших плод. Немного позже, в 1435 году в Барселоне появился первый «Всесторонний кодекс законов», связанных со страхованием.

В конце XV века, когда европейцы начали предпринимать крупные путешествия в Азию и Америку, которые привели к т.н. «торговой революции» (предшествующей более известной «промышленной» революции), понятия «риск» и «общий фонд» слились воедино.

Если небольшой флотилии малых кораблей удастся добраться из Европы, скажем, до Индонезии, торговать там и вернуться с грузом экзотических товаров, существует риск того, что не все корабли завершат плавание. Штормы могут потопить одни суда, на других кончатся запасы продовольствия (или команда полностью погибнет от эпидемии), другие собьются с курса и пропадут, некоторые могут затонуть из-за перегруженности, плохой конструкции или повреждений от древесных вредителей. Людям, которые вкладывали свои средства в такие рискованные операции, представлялось целесообразным разделить между собой риск, чтобы ни один из инвесторов не потерял своих денег полностью из-за того, что именно его корабль будет тем самым единственным пропавшим. Для этого было выработано два способа.

Первый состоял в создании совместного предприятия, через которое инвесторы вкладывали деньги в несколько кораблей с общим грузом, распределяя между собой риск убытков и все прибыли, которые могли образоваться в итоге предприятия.

Второй путь – это страхование, система, при которой владелец корабля и/или груза (индивидуальное лицо или компания) предлагает денежную сумму другим людям, которые согласны компенсировать ему потери, если данный корабль потерпит неудачу в предпринятом рейсе. Таким образом, совместные (акционерные) общества и страхование стали дополнять друг друга, а не развиваться в конкуренции друг с другом. Группа людей или компании собирали денежные премии в обмен за обещание выплатить возмещение владельцу судна в случае его потери. Эти страховщики создавали общий фонд, который они обещали использовать для выплат страхователям в случае наступления риска.

На ранних стадиях этого процесса, если риск наступал, страховщик вынужден был продавать какое-то имущество (или снимать деньги со счета в банке), чтобы уплатить то, что он должен страхователю. Этот принцип до сих пор применяется корпорацией Ллойд, где то же самое обещание платить возмещение составляет основу договора.

Первый дошедший до наших дней морской полис (договор о страховании за плату) был выдан в 1347 на перевозку груза из Генуи на остров Майорка на судне «Санта Клара». Это свидетельствует о том, что наряду с взаимным страхованием в этот период уже существовало и развивалось коммерческое страхование, предполагающее предоставление страховой защиты за определенную плату (премию). На первых порах профессиональными страховщиками становились отдельные предприниматели (так называемые подписанты), которые брали на себя обязательства возмещения ущерба под залог собственного имущества. В конце 17 – первой половине 18 веков возникают первые страховые общества в области морского страхования: во Франции в 1686 году в Париже, в Италии в 1741 году в Генуе.

Наряду со страхованием на море развивалась также и одна из основных разновидностей имущественного страхования – «огневое страхование». При этом, можно отметить, что именно с ним было связано создание в 1765 г. Римского общества взаимного страхования от огня.

В густонаселенных городах XVII века большинство домов были деревянными. Огонь обеспечивал отопление и приготовление пищи, свечи использовались для освещения. Поэтому риск пожара в городском доме был высок. В сельской общине, избежавшей урбанизации, все соседи собирались помочь восстановить сгоревший при пожаре дом. Там действовал принцип взаимопомощи. В отличие от этого, на городской улице соседями семьи, потерявшей кров, окажутся, например, ткачи, сапожники, клерки или рыбаки, у которых не будет ни времени, ни умения помочь соседям восстановить уничтоженное огнем жилище. Вместо этого они все готовы уплатить премию страховой компании, которая обещает две вещи: предоставить услуги пожарной команды (т.е. локализацию пожаров для предотвращения их распространения и минимизацию новых пожаров) и выплатить застрахованному лицу возмещение, достаточное для найма необходимых специалистов (строителей, каменщиков, плотников и др.) для устранения повреждений или восстановления сгоревшего дома.

Относительно истории возникновения страхования от огня можно отметить, что в Англии страхование рисков, связанных с пожарами возникло после лондонских трагических событий 1666 года, когда огромный по своим масштабам пожар превратил в пепел 13200 зданий, располагавшихся на территории в 436 акров. После этих событий ошеломленный житель Лондона Николас Барбон основал первую страховую компанию Англии, которая специализировалась на страховании от огня.

Параллельно со страхованием от пожаров возникли фонды страхования жизни. И к середине XVII века были созданы страховые компании и взаимные общества, которые занимались страхованием жизни.
Родиной страхования жизни считается Англия. Именно здесь в 1699 впервые появилась профессиональная организация, занимающаяся страхованием жизни вдов и сирот, а затем для личного страхования граждан была создана страховая компания Eckvatedl.

18 июня 1583 года в Лондоне был зафиксирован первый в мире задокументированный случай страхования жизни - некий У. Гиббонс был застрахован на сумму 383 фунта…

Из первоначальных видов страхования – морского, огневого и страхования жизни – постепенно вырос широкий спектр различных направлений страхования. К началу 1760-х в Западной Европе насчитывалось уже около 100 различных видов имущественного и личного страхования, в том числе титульное страхование и страхование недвижимости.

С течением времени начало происходить обособление отдельных видов страхование. К началу XVIII века уже самостоятельно отделились три его вида: страхование от падежа скота, страхование от огня и морское страхование. Последнее возникло в XIII века, явившись законным следствием развития торгового мореплавания и флотоводства в таких странах, как Франция, Голландия, Англия.







Мы в Фейсбуке Мы в Твиттере Мы в ЖЖ
 

Виды страхования
Добровольное медицинское страхование (ДМС)
Добровольное страхование гражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств
Зеленая карта
Страхование опасных грузов
КАСКО
Обязательное личное страхование от несчастных случаев на транспорте
Страхование владельцев оружия
ОСАГО
Страхование грузов
Страхование жизни
Страхование залога
Страхование имущества юридических лиц
Страхование строительно-монтажных рисков
Страхование туристов
Страхование гражданской ответственности перед третьими лицами
Страхование гражданской авиации
Страхование имущества
Страхование финансовых рисков
Страхование от несчастного случая
Страхование профессиональной ответственности
Страхование титула
Новости
В Армении, Грузии, Молдове и Беларуси запущен проект eDrone в сфере беспилотных летательных аппарато
Трансфертное ценообразование: как управлять рисками?
Особенности использования международных стандартов финансовой отчетности
Сбербанк России продал лизинговый бизнес в Украине
В гибели и увечье людей на шахте "Степовая" виновно изношенное оборудование
Индекс инфляции
Индекс инфляции
Учетная ставка НБУ
Учетная ставка НБУ
Курсы валют
Курсы валют
Курсы валют
RSS
| Оценка | | Оценка бизнеса | | Оценка недвижимости | | Аренда квартир | | Контакты |
2007 - 2017 © BGT Consulting